четверг, 29 апреля 2010 г.

Мастер-класс

Педагогическая диагностика и анализ деятельности классного руководителя

Я работаю в средней общеобразовательной школе №89 с 1990 года. Наша школа находится в Юбилейном микрорайоне. В ней 1036 учеников.
 




Моя концепции
Слайд 2
Я работаю с классом 3 год. Когда я стала классным руководителем, я понимала, что для того чтобы воспитывать детей, необходима система. Тогда я задумалась над программой. На первоначальном этапе мне необходимо было ближе познакомиться с коллективом детей и их родителей. Чтобы ускорить этот процесс я прибегла к помощи педагогической диагностики.
Пед. диагностика представляет собой систему действий по изучению, анализу педагогического процесса. С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и воспитания, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса.
         Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а как обратная связь в педагогической системе.
    Выделяют следующие функции  педагогической  диагностики : контрольно-корректировочную, прогностическую, воспитывающую. Первая состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания; вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся; третья состоит в том, что в процессе диагностирования, учитель имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников, на их анализе строится воспитательная работа.
           Диагностированию подлежит уровень знаний учеников, степень социального и психического развития, что как раз соответствует трем функциям процесса обучения: обучающей, воспитывающей и развивающей.
          В системе работы классного руководителя предметом анализа являются главным образом социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Что должен изучать классный руководитель? Самого ребенка, каждого школьника, его семью, его окружение, класс.
          Какими методами воспользоваться? Методов диагностики очень много. Но для  классного руководителя нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Приведем наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики.
1.     Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся; в сущности, любые контакты с учениками дают возможность наблюдать, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях.
2.  Анкета позволяет  быстро собрать много сведений и легко их обработать, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.
     В своей работе я тесно общаюсь с психологом. Во 2 классе вместе с психологом мы проводили анкетирование детей по поводу выяснения уровня школьной мотивации и познавательной активности учащихся. Проанализировав, ответы детей у нас получился такой результат. В целом в классе высокий уровень школьной мотивации и познавательной активности, при этом несколько завышена самооценка, что для данного возраста является нормальным. Низкая мотивация у трех учащихся от психолога я получила рекомендации обратить внимание на этих учащихся и на тех, которые положительно ответили на вопросы о головной боли и плохом аппетите – это могло свидетельствовать о повышенном уровне тревожности и эмоциональных переживаниях. Я наблюдала за этими детьми на уроках, была очень доброжелательна и корректна, беседовала с родителями сама, некоторые родители посещали психолога. По моему заказу психолог провела ряд занятий по развитию познавательной активности, тренинги по развитию адекватной самооценки, по определению межличностных отношений.
        В 3 классе я решила повторить данное анкетирование и посмотреть, как обстоят дела. Анкетирование показало, что детей с низкой мотивацией 1 человек. Было очень приятно, что дети растут, а мотивация повышается (обычно с возрастом желание учиться пропадает). Я считаю, что те меры, которые были приняты, оказали огромную помощь и детям и мне в воспитательной работе.
      Еще одна диагностика по определению психологического климата была проведена в 3 классе. Анкета состояла из 6 вопросов, каждый вопрос предполагал 5 вариантов ответов.        
         По результатам теста можно говорить о благополучном психологическом климате класса. Мне психолог дал рекомендации по поводу нескольких новеньких учеников класса, намечена была совместная работа по проведению тематических классных часов с перспективой перехода в среднее звено. В 4 классе я не буду дублировать эту диагностику ,но её результаты учту планируя работу по улучшению психологического климата в классе, готовя детей к переходу в среднее звено.
            Следующий метод диагностирования – беседа. Мы учителя часто прибегаем к этому методу, так как это более гибкий способ опроса. В общем беседа, как и наблюдение, наиболее естественный метод изучения школьника, но многие учителя, особенно начинающие, не всегда умеют это делать. Учителю следует осознавать, что он хочет узнать об ученике, как лучше спросить об этом. Следует избегать грубых поучений, не путать диагностическую беседу с воспитательной, хотя в практике это часто совмещается. Надо вести себя непринужденно, внимательно, уважительно к ученику любого возраста. Ученик должен видеть, что им искренне интересуются и хотят помочь. Беседуя, надо не только слышать слова и интонации, но и видеть невербальные знаки: жесты, мимику, настроение. Результаты следует коротко записать.
Следующий метод диагностики – тест. Некоторые из них может использовать классный руководитель. К ним надо отнести: методику незаконченного предложения, рассказа, истории; истолкование какого-либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.
             Мной во втором классе был проведен тест «Кинетический рисунок семьи». Цель этого теста: диагностика внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка. Анализ этого теста меня немного взволновал. У некоторых детей была повышенная тревожность, недовольство отношениями в семье. Я решила поговорить с родителями, постараться выяснить, в чем причина тревожного состояния детей. Конечно, в этом мне помогла психолог. Побеседовав с родителями, стало понятно, что появление второго ребенка несколько отдалило родителей. Дети страдали от недостатка внимания, хотя родители утверждали, что они занимаются ребенком как и прежде . Родителям были даны необходимые рекомендации. С детьми я тоже беседовала. В последствии с родителями я провела тест «Мера заботы». Многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же ,как и ее недостаток. Этот тест помог разобраться родителям, насколько верна их воспитательная позиция. Тест этот простой и не трудоемкий и сейчас я предлагаю вам провести его.
            Провожу тест.
Для выявления межличностных отношений в классе была проведена социометрия. В результате обработки данных оказалось, что нескольких ребят отнесли к категории «изолированные дети». Я стала наблюдать за этими детьми, как к ним относятся их одноклассники, старалась понять, почему с ними не хотят общаться. Провела ряд классных часов такие как: « Как надо себя вести?», «Законы дружбы», «В дружбе сила», «Как преодолеть проблемы в общении», давала им ответственные поручения. Психолог провела тест «Зажги звезду» и все эти меры изменили ситуацию. Мне и без мониторинга было видно, что к ним изменили свое отношение многие одноклассники. А сейчас давайте проведем тест «Зажги звезду».
Использование диагностик дали мне возможность лучше узнать детей и их родителей. Я поняла с каким контингентом детей я имею дело, на что надо обратить внимание и учитывая возрастные особенности детей я составила воспитательную программу «Цветик – семицветик».
 Цель:
1. Создание условий для развития личности каждого ученика, его индивидуальности, культуры, творческих способностей.
2. Обеспечение личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.
Задачи:
Развитие коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов.
Создание условий для интеллектуального и эмоционального самовыражения личности младших школьников.
Развитие любознательности и познавательного интереса учащихся.
Создание условий для формирования классного коллектива и развития личности в нем.
 Данная программа имеет 7 направлений, рассчитана на 3 года (читаю направления в слайде). В этом году мы ее завершаем. Сейчас я хочу поподробнее поговорить о последнем направлении «Семья».
 Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагога по формированию развитой личности.
Задачи:
Организация и совместное проведение досуга  детей и родителей.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
Создание  условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов,  детей и родителей.
Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Воспитание ученика в школе и семье – это единый неразрывный процесс. Очень важно с первого года обучения ребенка в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Это сложная задача и я считаю, что мне удалось справиться с ней. Родители стали моими помощниками и единомышленниками.   
 Я использую такие нетрадиционные формы работы с родителями  как: 
- Родительские уроки во внеурочной деятельности.
- Презентация семейного опыта в воспитании.
- Посещение мест работы родителей.
Особенно хотелось бы поделиться опытом такой формы работы, как родительские уроки во внеклассной деятельности. Цель: расширить кругозор детей, поднять авторитет родителей в глазах собственных детей, организовать тесное взаимодействие родителей со школой, установить единую педагогическую позицию.
В моем классе прошло несколько мероприятий, которые подготовили и провели родители.
В целях пропаганды здорового образа жизни мама одного из моих учеников (мед. работник по образованию) организовала просмотр фильма «Осторожно – еда!» Фильм произвел неизгладимое впечатлением на детей. После просмотра все единодушно отказались употреблять чипсы, картофель фри, чупа-чупсы, пепси-колу, фастфуды. А ведь это было любимым лакомством  многих детей. Воспитательный эффект от этого мероприятия был потрясающий, еще и потому что дети получали информацию из уст мамы.
       Потом эстафету подхватила семья Кацко. Оба родителя преподаватели математики в КубГАУ. Они решили провести математический КВН. Папа был строгим судьёй, а мама – ведущей. Детей так увлекло все происходящее, что по окончании возникла идея в будущем провести КВН с другими классами параллели. Также я заметила, что у детей повысился интерес к математике. На уроках они активнее стали работать, с удовольствием решали трудные задачи.
       Следующее мероприятие предложила провести семья Сорокиных. Так в нашем классе была организована выставка домашних животных «Наши питомцы» При  подготовке к этому мероприятию родители рисовали газету, медальки, дети активно помогали им. После выставки обменивались впечатлениями от увиденного. Некоторые ребята, у которых не было животных, приобрели себе маленького друга и с удовольствием ухаживают за ним. Дети стали более доброжелательными, милосердными.
        Не прошло и двух недель, как родилась идея организовать спортивный праздник «Мама, папа, я – дружная семья» И опять родители дружно принялись за подготовку этого мероприятия. Рисовали лозунги, украшали спортивный зал. От этого праздника в восторге были не только дети, но и родители. В очень трудной борьбе победила семья Поточенко. Это мероприятие очень сплотило семьи. Дети и родители понимали друг друга, как говорится, с полуслова. Заряд положительной энергии получил каждый, и никто не хотел уходить. В 4 классе планируем провести подобное мероприятие с другим классом нашей параллели.
(20 слайд) Уже сейчас мы начали знакомиться с профессиями, чтобы в будущем выбрать дело по душе. Мои ученики с удовольствием посетили налоговую инспекцию, где работает мама моей ученицы, которая смогла в доступной форме объяснить детям чем, занимается налоговый служащий , что входит в круг его обязанностей. Я была приятно удивлена , что такая, казалось бы, взрослая профессия  вызовет неподдельный интерес у детей.
(21 слайд)Но самой интересной формой работы, на мой взгляд, остается презентация семейного опыта в воспитании детей. Родители сами выбирают тему, и желающие выступить готовят презентацию. На этих презентациях родители делятся опытом воспитания собственных детей.
Такая презентация на тему: «Неразлучные друзья – взрослые и дети», прошла в нашем классе. Родители делились накопленным опытом, как они проводят досуг с детьми, как активный отдых сплачивает семью.
       Интересный классный час к Дню Победы провела Приймак Н.Л.. Дети узнали, о подвиге простого солдата, прадедушки ученицы нашего класса, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.  
        Увлекательный мастер-класс провела мама ученика нашего класса Жаркова Ильи с целью расширить представление детей о направлениях и стилях в парикмахерском искусстве, об уходе за волосами, а главное мы выяснили где уместно появится с той или иной прической.
        Ну вот и конец учебного года. Дети хорошо потрудились. В классе много отличников и хорошистов. Родители решили сделать детям сюрприз. Своими руками они нарисовали газету, сделали призы. Дети были в восторге от этого сюрприза и все спрашивали меня: «А что рисовала моя мама, а мой папа?». Пришлось в качестве доказательств предоставить им эти фотографии. Вот на что способны любящие родители!
         И наконец уже в этом году в сентябре в нашем классе прошел матч по футболу «Отцы и дети». Организовали это мероприятие сами дети, а точнее органы самоуправления класса. Они приглашали родителей, договаривались о времени и дате проведения. Папы долго удивлялись, как маленькие хрупкие девочки смогли поднять их с дивана и заставить 2 часа носиться с мячом.    
       Результативность этой работы я вижу в следующем:
- многогранная совместная работа по воспитанию детей в школе и дома.
- удовлетворенность родителей педагогической деятельностью учителя.
- коллективные творческие дела, способствующие сплочению не только коллектива детей, но и родителей.
       Я собираюсь продолжать эту работу и надеюсь на успех.   
      И закончить свое выступление я хочу словами выдающегося педагога Ильина:
«Воспитание начинается с поразительно простого, бесхитростного: принять и полюбить ученика, какой он есть». Вот так и я люблю и принимаю детей такими какие они есть и они отвечают мне своей беззаветной преданностью и, не побоюсь этого слова, любовью. Спасибо за внимание.
  

1 комментарий:

  1. Очень интересные уроки вы проводили... Вашим ученикам просто повезло.

    ОтветитьУдалить