пятница, 12 февраля 2010 г.

«Жизнь и труд казаков»

    Цели:  познакомить детей с орудием труда казаков,расширить знание детей о жизни и быте первых поселенцев, воспитать чувство уважения к нашим предкам.
  Оборудование: иллюстрации «Орудия труда», дидактическая игра «Для чего, кому, что нужно?», иллюстрации  «Жизнь переселенцев Кубани»,
Ход классного часа.
Внести буханку хлеба, рассмотреть ее, понюхать, дать детям попробовать, затем спросить:
1. Что это?
2. Что вы можете сказать о хлебе?
После ответов сказать: что этот хлеб называется буханка, так его называли казаки. Выращивали казаки хлеб сами. При помощи сохи, казаки пахали землю, помогала казаку лошадь. Она всегда была с ним рядом и в труде, и в бою (показать иллюстрацию). При помощи бороны боронили землю, а затем сеяли хлеб, использовали для этого лукошко, в него насыпали отобранное зерно. А затем рассыпали по полю и опять боронили, как бы присыпая зерна землей (иллюстрация). Когда хлеб поспевал, созревал, его косили косой, собирали в маленькие снопы и ставили в большой сноп. Затем цепями выбивали зерно из колосьев (иллюстрация), зерно высушивали и ссыпали в амбары.
На мельнице мололи зерна в муку (иллюстрация) и затем выпекали буханки хлеба. Это был самый вкусный хлеб, потому что он был пропитан потом казаков. Тяжел был труд казаков, потому казаки придумали пословицу: «Труд казака кормит, а лень портит». Задать вопросы:
1. Как вы думаете, легко ли давался хлеб казакам или нет? Почему?
2. Какие сейчас машины помогают нашим хлеборобам?
3. Какую пословицу придумали казаки о своем труде?
Буханки выпекали казачки дома в печах (иллюстрация). В печи пекли хлеб, варили еду, спали на печах, сушили овощи, фрукты, грибы. Печь обогревала и кормила. Если казаки выращивали хлеб, то казачки занимались хозяйством. Вставали казачки затемно, готовили еду казакам: завтрак брали с собой в поле, обычно это был хлеб, мясо, картошка, овощи, и обязательно крынка молока. А вечером за столом собирались вся большая казачья семья и ужинали все вместе: мать, отец, дети, внуки.
Проводив казака в поле, казачка сначала управлялась по хозяйству, кормила всех, доила корову, выгоняла на пастбище, будила детей. Мальчики постарше уезжали с отцом в поле, мальчики помладше шли пасти коров, коз, овец, гусей, а девочки оставались при матери, помогали ей по хозяйству. Как только вся скотина была накормлена, казачки брались за другое дело: ткали (иллюстрация), вязали (иллюстрация), пряли (иллюстрация), шили (иллюстрация). Пели песни и придумали про себя пословицу: «Какова пряха, такова на ней и рубаха».
По праздникам казаки пели песни, танцевали. Послушайте веселую песню из репертуара Кубанского хора. Предложить детям потанцевать, используя кубанские танцевальные движения. Затем задать вопросы:
1. Как вы думаете, тяжелая или легкая жизнь была у казаков? Почему?
2. Какие орудия труда они использовали в работе?
3. Какие сейчас используются орудия труда, работая в поле? Провести диалектическую игру "Назови орудие труда». Учитель показывает иллюстрацию современной техники, а дети называют орудие труда. Затем предложить детям исполнить «Ой, да на Кубани»

. Обратить внимание, что в песнях поется о труде и жизни казаков, о силе, мужестве, трудолюбии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий