Урок кубановедения для 3 класса, представленный на очный этап конкурса " Учитель года г.Краснодара - 2011"
Цели урока:познакомить учащихся с традиционными народными ремеслами,развивать навыки самостоятельной, творческой, практической работы в форме групповой проектной деятельности,воспитать чувство гордости и патриотизма за свой край,за людей труда.
смотреть...
Ход урока:
1.Организационный момент.
Я спешу сказать вам _ « Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго
Я спешу сказать вам – « Благости !»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Успехов удач и везенья!
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
Я спешу сказать вам – « Благости !»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Успехов удач и везенья!
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
2.Введение в тему урока.
Чтобы определить какова тема нашего урока я предлагаю вам из букв, которые лежат на ваших столах составить слова. Готовы? Начиная с 1 группы читаем.
Народные ремесла Кубани. Слайд№ 2
Да сегодня мы поговорим с вами о ремеслах, узнаем чем занимались наши предки. Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славились своими умельцами. Часто казаки владели несколькими ремеслами.А сейчас давайте выясним что такое ремесло?Слайд № 3
Наиболее распространенными были такие ремесла:
Кузнечное дело.
Гончарное ремесло
Лозоплетение.
Ткацкое ремесло
Слайд № 4
Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики.
В основном из глины делали простую посуда, незатейливые игрушки для детей, сувениры. Глину так же использовали для изготовления кирпичей . Из глиняной посуды самым распространенным был «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану.
Подумайте где гончар мог брать глину для своего ремесла?
Слайд №5
На Кубани наиболее широкое распространение получила ковань – кузнечное дело. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Кузнецы были главными мастерами.
Они изготавливали все необходимое для быта – замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, подковы. В кузнице всегда темно.Почему в кузнице было темно?( В темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.) Кубанские кузнецы создают и в наши дни настоящие художественные произведения из металла: козырьки, решетки на окна, ворота, парадные лестницы, ограды, флюгера, фонари. Они плетут кружева из металла. В наше время мастера кузнечного дела продолжают традиции своих предков.
Слайд№6
Одним из древнейших народных ремесел является лозоплетение. Главную роль в плетении играла гибкая ивовая лоза. Из нее делали колыбельки, погремушки, корзины, короба, кошели (емкость для хранения зерна). В лозоплетении применяли не только ивовый прут, но и многие другие виды сырья: камыш, солома. В наше время мастера достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения . Их продукция и в наши дни пользуется спросом.Перечислите из какого сырья мастер лозоплетения изготавливал свои изделия?
Слайд №7
Искусство ткачества и вышивания всегда ценилось на Кубани. В каждой семье женщина должна была владеть различными видами рукоделия. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению, вышиванию.
Давайте немного порассуждаем.
Почему было необходимо девушкам владеть различными видами рукоделия?
Слайд № 8
Кубанские мастера по обработке дерева изготавливали : бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, игрушки, доски. Особое значение придавали деревянной отделке дома.
Ребята, а как назывался мастер, который изготавливал бочки? (бондарь)
Вот какие ремесла была распространены на Кубани
Показ выставки.
.Современные мастера продолжают дело наших предков. На нашей выставке представлены работы современных народных умельцев.А что еще изготавливали кубанские умельцы мы узнаем, открыв учебник на стр. 28
3.Работа по учебнику.
Рассмотрим иллюстрацию.
Какой эпизод из жизни кубанских умельцев запечатлен на иллюстрации? Где происходит действие? ( на ярмарке)
Какие изделия своего труда принесли ремесленники?
Гончар, кузнец, резчик по дереву, бондарь, ткачиха, ..
А для чего они принесли свои изделия? (чтобы продать)
О трудолюбивых людях народ слагал песни, пословицы, поговорки.
Найдите пословицу и прочитайте. Как вы понимаете ее смысл?
4.Физ.минутка.
А сейчас мы немного поиграем, встаньте. Мы будем изображать ремесленников.
Представим себя ткачами и ткачихами перед нами стоит станок, а мы наблюдаем за ниточкой слева направо глазками еще раз. И еще, а теперь тоже самое только закрытыми глазами.
А теперь мы гончары - движение кистями.
А сейчас у нас в руках рубанок-это инструмент для обработки дерева. Начали.
Ну и, конечно, кузнец. Приготовились.
Вышивальщицы.
А теперь я вам говорю, а вы сами повторяете движение.
Молодцы. Садитесь.
5.Закрепление. Работа в группах.
Ребята, я вижу вам понравилось изображать ремесленников, мы будем работать в парах.
1 ряд – гончары, вы будете изготавливать посуду, 2 ряд- вы будете ткать коврик, а 3 ряд будет заниматься росписью по дереву.
Начали работу. Работайте дружно, помогая друг другу.
Под музыку всегда работать веселее, послушайте песни в исполнении Кубанского казачьего хора.
Все. Закончили.
6.Театрализация.
Где ремесленник мог продать свой товар?( На ярмарке ,базаре. )
Вот и вы сейчас как настоящие ремесленники, тоже попробуете продать товар. А чтоб товар лучше покупали, что для этого надо делать? (Расхвалить, разрекламировать). Посмотрим,кто лучше справится с заданием.
Ну что ж, молодцы, хорошо справились. Какие красивые получились изделия.
7.Итог урока.
Итак, с какими ремеслами познакомились на уроке? А какому ремеслу учились? Сегодня на уроке мы заглянули в прошлое и узнали чем занимались кубанские умельцы. Это наша история, мы должны знать прошлое нашей малой родины. Ведь без прошлого нет настоящего и нет будущего.
8.Домашнее задание.
К следующему уроку подготовьте сообщение о родственниках или ваших знакомых , которые владеют каким-то ремеслом в наши дни и с этим сообщение выступить на следующем уроке.
9.Рефлексия.
Ну вот, дружок, звенит звонок.
Тебе понравился урок?
Надеюсь было интересно
Узнал ты то ,что неизвестно
.Сумел сегодня ты творить.
Из глины чудо вылепить.
Ты выткал несколько ковров.
А оценить себя готов.
А от урока радость остается?
Тогда пусть солнышко смеется.
10.Урок окончен
Делание своими руками - наилучший способ ползнания истории и культуры своей Малой Родины - Кубани. Привлечение современных фотографий этнографического музея под открытым небом "Атамань" способствует раскрытию познавательных способностей младших школьников.
ОтветитьУдалитьЛунева Ю.Г., победитель ПНПО 2009, 2010, тьютор города Краснодара по кубановедению.
ууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууу
ОтветитьУдалитьс большим удовольствием прочитала ремесла на Кубани. Очень интересно и поучительно.
ОтветитьУдалитьИнтересноя подача материала.
ОтветитьУдалить