понедельник, 24 октября 2011 г.

"Поэтическая тетрадь"

Уроки литературного чтения для 4 класса.

Четыре урока, к стихотворениям поэтов Кубани. Представленный комплект уроков подскажет как преодолеть нелюбовь и страх перед стихами, тем более, что в поэтическую тетрадь кубанских поэтов включены те авторы, которые помогут ребёнку понять и полюбить поэзию.



В.П.Неподоба «Улыбки осени»

Цель: познакомить со стихотворением В.П.Неподобы; совершенствовать навык выразительного чтения; учить находить красочные средства выражения; расширять и активизировать словарный запас детей; прививать любовь к родной природе.
Оборудование: портрет поэта, карточки-опоры, картины осени, П. И. Чайковский «Времена года», стихотворение «Улыбки осени».
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа эмоционально-оценочного характера (звучит запись П.И.Чайковского «Времена года»)
- Что услышали в музыке? Что почувствовали?
- Что представили себе, пока слушали?
- Может быть, кто узнал пьесу? ( это музыкальная
пьеса П.И.Чайковского «Осень»
3. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы будем говорить об осени и читать
стихотворение В.П.Неподобы «Улыбки осени».
4. Рассказ учителя о поэте.
Родился поэт 26 февраля 1941 г. в г. Севастополе.
В1942 г. после освобождения ст. Абинской семья
переехала ст. Белореченскую, здесь и прошли детс-
кие и школьные годы Вадима Петровича.
Он окончил Краснодарский пед.институт и по
окончании работал сельским учителем.
В1981г. он окончил Высшие литературные курсы
И был заведующим отдела поэзии в журнале «Кубань».
В настоящее время он автор 14 книг.
5. Первичное восприятие.
- Я буду читать, а вы ответите на вопросы, записанные на доске.
6. Словарная работа.
Рас-цве-чен-ной - осень имеет разные цвета
Не-одно-знач-на - много значений у тишины
В пред-дверье- совсем скоро
7. Самостоятельное чтение учащимися.
8. Анализ стихотворения
-От чьего имени написано стихотворение? ( от имени поэта )
-О чём оно? ( у осени много улыбок )
-Ск. в нём частей? ( четыре )
-Что говорится об улыбке осени в 1 строфе? ( она печальна )
- А почему? ( ты грустишь )
- Какова улыбка во 2 строфе? ( открыта, прозрачна, крепка, ровна,неоднозначна. )
- Найдите строки « Крепка, как ядрышко зерна»? Это сравнительный оборот.
Что есть в улыбке осени от лета? ( солнце, тепло )
-А от весны? ( листья, зелень, цветы)
- Найдите в 4 строфе «Паденья путь как торжество». Это тоже сравнение.
Путь падения листа сравнивается с торжеством.
- Почему торжество называет автор обманом? (падают, кружат как на празднике, а на самом деле они умирают)
- В стихотворении тишина живая, а это что за приём?
Вывод учителем. Родная природа вызывает у автора любовь к Родине, родному краю.
И автор хотел это чувство вызвать у вас.
9. Работа над выразительным чтением стихотворения.
- С каким настроением читать?
1 строфа- грустное
2 строфа – светлое
3 строфа – спокойное
4 строфа – восторженное
10. Чтение стихотворения с расстановкой пауз.
| - малая пауза
/ - большая пауза
/ / - очень большая пауза
Выбор лучшего чтеца
11. Творческое задание.
Сочиним и мы стихи. Тема: «Тихий осенний день в лесу»
- Какие звуки вы услышите в лесу? ( Шуршание листвы под ногами, шелест листьев в кронах деревьев, хруст сухих веток под ногами)
- Какие звуки должны повторяться в словах, чтобы мы услышали звуки леса в стихотворении? (С, Ш, Т, Х )
- Какие это будут слова?
(Дети придумывают слова, подбирают эпитеты, выбирают слова для рифм.)
-Как вы думаете, какое настроение должно быть у вашего стихотворения? (Немного грустное, лирическое, но не тоскливое, не унывное)

Ветра нет, уснул лесок.
Шопот, шелест наших ног.
Шорох листьев по коре.
Тихо в тёплом сентябре.
Хрустнет ветка под ногой –
Улыбнёмся мы с тобой.
12. Итог урока.
- С каким кубанским поэтом мы с вами познакомились?
- Что вы узнали об этом поэте?
- Что можете интересного рассказать?
13. Домашнее задание.
Какое задание хотели бы получить?
- Нарисовать картины осени.
- Научиться выразительно читать стихотворение.
- Передать душевное состояние поэта.
- Выучить наизусть.
Вадим Петрович Неподоба
Улыбки осени.
***
Улыбка осени печальна,
Когда ты сам грустишь.
А ей, расцвеченной необычайно,
Что выси гор, что ширь полей.
***
Она открыта и прозрачна,
Крепка, как ядрышко зерна.
Ровна, но всё ж неоднозначна
Её живая тишина.
***
Простым теплом душа согрета
В преддверье холода и тьмы.
Есть от весны в ней и от лета,
И ничего нет от зимы.
***
А лист кружится плавно- плавно,
Паденья лист как торжество.
Но слаще этого обмана
В природе нету ничего.
************************************************************************

К.А.Обойщиков «Они Россию кормят хлебом»

Цель: познакомить с произведением кубанского поэта; учить выразительному чтению произведения; развивать эмоционально – чувственное отношение к поэзии; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.
Оборудование: портрет поэта; И.И.Шишкин «Рожь», И.И.Левитан «В поле»; вырезки из газет, рисунки учащихся, разноцветные квадраты, фланелеграф.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.

А) Беседа.
-Сегодня у нас речь пойдёт о поле, где зреет хлеб
и о хлеборобах, которые этот хлеб выращивают.
Это очень красивое и необычайное зрелище.
В какое время года это происходит?
( Да, это середина лета, когда самые длинные дни
и очень короткие ночи)
Зреющему хлебу, полям, уборке урожая, художники
в разные века посвятили немало картин
Б) Рассмотрение репродукций.
-Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Иван Иванович Шишкин – «Рожь»,
Исаак Ильич Левитан – «В поле».
3. Рассказ о поэте.
Кронид Александрович Обойщиков родился 10 апреля 1920 г. в Ростовской области.
Школьные годы прошли на Кубани: в Брюховецкой, в г.Армавире, в г. Новороссийске.
В 1940 г. окончил военное училище. В годы войны участвовал в боевых действиях.
Награждён 3 орденами и 12 медалями. Первые стихи написал в 4 классе.
Обойщиков один из составителей книг о героях Советского Союза – кубанцах.
На его стихи писались песни. Он член Союза писателей и журналистов России.
4. Первичное чтение стихотворения подготовленными учащимися.
5. Проверка первичного восприятия произведения. Словарная работа.

-Что удивило в стихотворении? Что не поняли?
-Объясни:
Хлеборобы – люди, которые трудятся на земле, берегут её,
выращивают хлеб.
Подбор синонимов.
Хлебороб, земледелец, пахарь, крестьянин.
( Рассказ о местных хлеборобах по материалам местных газет)
6. Повторное чтение.
- Вполголоса.
- Через слово вслух.
- Коллективно с учителем.
7. Анализ произведения. ( на доске синонимический ряд, закончи: )
-Найди слова подтверждающие слова поэта, что хлеборобы - родня?
(Россию кормят хлебом и поэта тоже)
А поэт городской житель или сельский. Найди слова подтверждающее это?
- Что разносит ветер? ( дух полей, пыль, дым)
-Прочитайте последние две строки и скажите их своими словами.
8. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
-Что значит прочитать выразительно?
В первых строках чувства радости перемешиваются с чем? ( с гордостью)
Следующие четыре строки как будете читать? ( с правильной расстановкой паз и интонаций) Перечитывает учитель.
Следующие две строки – это интонация перечисления.
Последние две строки как- вывод, итог.
Вывод учителем. Извечный вопрос: почему некоторые люди порой так небрежны и так бездумны в обращении с хлебом? Ясно одно: беречь и ценить хлеб – это прежде всего уметь видеть в нём продукт питания, и воплощение всего самого лучшего, что есть в людях, вырастивших его.
Будь всегда с нами , хлеб! Ведь ты такой же насущный, как воздух и свет, как утренние лучи солнца!
9. Выразительное чтение стихотворения.
- В парах.
- По строчкам
- Целиком.
10. Конкурс на лучшего чтеца.
11. Этап творческого поиска.

(На столе разноцветные квадраты.
Выбери тот, который подходит к стихам
и прикрепи к фланелеграфу на доске.)
12. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Что узнали о поэте?
- Назови главные слова?
Вывод учителем. Видите, ребята, как много значит каждое слово в речи, а у К.А.Обойщикова за каждым словом скрывается целый поэтический образ. Наша задача – при чтении услышать, увидеть его, чтобы понять как удивительна, неповторима наша земля и её люди.
13. Домашнее задание. Подготовить рисунки к стихотворениям, выразительно читать стихотворение, по желанию наизусть.
Кронид Александрович Обойщиков.
Они Россию кормят хлебом.
***
В степи, под этим южным небом,
Мне хлеборобы, как родня
Они Россию кормят хлебом,
А это значит и меня.
***
И, житель города законный,
Не, первый, не последний раз.
Иду я тропочкой знакомой
На свет хлебов и добрых глаз.
***
А ветер дух полей разносит,
И пыль, и сладкие дымы…
Пока земля растит колосья,
В бессмертье будем верить мы.
*********************************************************************

С.Н.Хохлов «Кубань»

Цель: познакомить с произведением кубанского поэта;
учить выразительному чтению и анализу поэтического произведения;
расширять и пополнять словарный запас; воспитывать талантливого
читателя, который умел бы испытывать удивление перед миром , интерес
к нему.
Оборудование: карта Краснодарского края, фотографии с видами реки Кубань;
кресс-кросс, портрет поэта, запись песни «Кубанские синие ночи»;
записи «журчание ручья», « шум моря», контурная карта.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа
. (Прослушивание записи «журчание ручья», « шум моря»)
- Давайте поговорим о воде, точнее о реках.
если посмотреть на реки с очень большой
высоты, то они покажутся тебе полосатыми.
это потому, что много рек. У каждой реки
свой характер. Одни – спокойные, неторопливые,
другие – быстрые. Некоторые текут прямо, а другие
петляют.
- А догадайтесь, о какой реке мы будем сегодня
говорить?
Отгадай КРЕСС-КРОСС.
П А К Д А П О Л Б Ю
Ц Ф У Ж Ы В А П Р О
В И Б Т Б Е В С Б Я
Ч М А К Т Ё Х Й Р Д
А Ц Н В У Й Э Х Ч Я
Щ И Ь Ш Ё Б Н П М Т
(Это река Кубань)
3. Работа с картой Краснодарского края.

- Река Кубань – одна из крупных многоводных рек
Северного Кавказа. Началом её считается место слияния
рек Уллукам и Учкулан, вытекающих из-под ледников
горы Эльбрус. Из маленького горного ручейка Кубань
превращается в широкую и могучую реку.
Протяжённость Кубани – 870 километров.
Более 700 километров находится на территории
Краснодарского края. В верховье Кубань неглубока.
В среднем и нижнем течении глубина её значительна,
берега пологие, даже низкие. У хутора Тиховского
Кубань разделяется на два рукава: Кубань и Протоку.
Кубань впадает в Азовское море у посёлка Ачуево.
4. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством кубанского поэта
Сергея Никаноровича Хохлова, сего стихотворением «Кубань».
Мы посмотрим, какой видит реку Кубань поэт, постараемся увидеть её характер.
5. Рассказ о поэте
- С.Н. Хохлов родился 5 июня 1927г. на Смоленщине в крестьянской семье. В 1936г. семья переезжает на Кубань , в ст. Васюринскую. В марте 1940г. они уезжают на Урал, на строительство металлургического завода. В 1944г. они снова возвращаются на Кубань. Отец С.Н.Хохлова умирает, когда поэту исполняется 14 лет. Первое стихотворение было напечатано 1947г. За годы поэтической деятельности был издан 21 сборник. На его стихи писались песни. Одна из них – «Кубанские синие ночи». ( звучит запись песни)
6. Первичное восприятие стихотворения «Кубань»
- Сели поудобнее. Попытайтесь представить себе реку.
Чтение учителем.
7. Проверка первичного восприятия.
- Какой увидели реку Кубань?
8. Словарная работа.

Подбор синонимов.
Нескорая река - медленная,… медлительная, неторопливая
Песок, ворочая - переворачивая песок
Бу-до-ра-жа - тревожа
Ил - мелкозернистый осадок на дне моря
9. Повторное чтение (жужжащее чтение)
10. Анализ произведения.
- С чем сравнивает поэт движение реки?
( с плугом, который землю пашет)
- Чего не любит река?
(она, как живая, не любит нескорых рек)
- Как в литературе называется этот художественный приём?
11. Выборочное чтение
- Какими словами характеризует поэт реку Кубань?
(шумит, пенится, течёт, сверкая, быстрая, глубокая)
- Что в реке мило поэту, чем он восхищается?
(Сверкает гордо, мил, дух её высокогорный, глубина борозд,
оставленных её водами
12. Подготовка к выразительному чтению

- Что значит прочитать выразительно?
- Какие чувства переполняют поэта?( гордость)
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Как будем читать? Медленно, быстро, в умеренном темпе. Везде одинаково. Тихо или громко. Грустно, весело или радостно. Ещё как?
13. Чтение стихотворения учащимися про себя.( с расстановкой пауз)
14. Выразительное чтение стихотворения вслух.

- Что получилось? Что нет? Почему?
15. Этап творческого поиска
( на контурной карте раскрасить реку Кубань от начала её и до места впадения в море)
16. Итог урока:
- С каким произведением познакомились?
- Кто автор?
- Что интересного узнали об этом поэте?
- Что нового и интересного узнали о реке Кубань?
17. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения,
по желанию наизусть.


Сергей Никанорович Хохлов
Кубань
***
Песок, ворочая со дна
Шумит и пенится она.
Она как будто землю пашет
Глубоко запуская плуг,
И жёлтый пласт,
Зарёй пропахший,
Ложится на вечерний луг.
***
Она не любит рек нескорых,
Не тот у рек нескорых пыл,
Тяжёлый будоража ил.
Течёт Кубань, сверкая гордо.
Мне мил над нею отблеск гроз.
И дух её высокогорный,
И глубина её борозд.

*****************************************************************

И.Ф.Варавва «Мать»

Цель: познакомить со стихотворением, его биографией; совершенствовать навык чтения поэтического произведения; обогащать словарный запас; воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества – землякам, воспитывать любовь к матерям и заботу о них.
Оборудование: набор открыток «Семья Степановых»; фотографии из музея г. Тимашевска; грамзапись «Реквием»; фотография поэта.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.

а) Вводная беседа.( на фоне музыки)

- Самое дорогое слово на земле – мама.
С самых ранних лет о тебе заботится мама.
И сколько бы тебе не было лет: 5 или 50 – тебе
Всегда нужна мама: её забота, ласка, её внимание.
- Сегодня мы будем говорить об одной маме и её
- 9 сыновьях.
О семье Степановых, наших земляках.
б) Выступления учащихся.
1 уч-ся: Она одна на всю Россию.
Епистиния Фёдоровна Степанова. Невысокая, седая
худенькая, шла опираясь на руку дочери. У памятника погиб-
шим остановилась. А на нём скорбный список: «Степанов,
Степанов, Степанов…»Нет не однофамильцы, как бывает
в деревнях. Сыновья, 9 её сыновей. При ней осталась лишь
дочь, Валентина Михайловна. Мужа своего похоронила в голодном 33-м. И было то не первое горе в её жизни.
2 уч-ся: В 17 лет погиб самый первый её сын, Александр. Он погиб от рук белогвардейцев. 20 августа1939г. на Халхин – Голе погиб как герой её сын
Фёдор. Началась Великая Отечественная война. И Павел с первого дня войны оказался на фронте. И пропал без вести.
3 уч-ся: Василий, Илья, Филипп, Иван, Саша, Николай – мешок за мешком с харчами вязала Епистиния Фёдоровна, провожая сыновей на фронт. 1941 г. Василий попал в плен. В декабре был расстрелян и похоронен в братской могиле на Днепровщине. Капитан Илья Степанов получил офицерское звание . Был командиром роты в танковой бригаде. Погиб в танковом бою на Курской дуге.
4 уч-ся: В апреле 1943г. Филипп Степанов, попал в германский плен и за три месяца до окончания войны умер в лагере № 326 «Фолькрауз».
Иван Степанов сражался в партизанском отряде, был захвачен в плен и расстрелян немцами. Похоронен в братской могиле в Минской области.
5 уч-ся: …К исходу 1943г. из всех братьев Степановых остались только двое – Николай и самый младший в семье Саша.
Николай был ранен в бою в 1945г. От тяжёлых ран умер. И Саша, который в свои 20 лет командовал ротой погиб в бою и ему присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.
6 уч-ся: Епистиния Фёдоровна верила, что нет самого младшего Саши, что погиб от танков Илья. Но Павел, Василий, Филипп, Иван…Они-то без вести…

Это не значит, что тоже все побиты. И потому годами ждала писем. Просыпалась по ночам от каждого шороха. Только позже она узнала русская мать, как встретил свой смертный час в германском плену Филипп, как молчал под пытками Василий, как расстреляли Ивана.
7 уч-ся: Когда Епистиния Фёдоровна умерла, её со всеми воинскими почестями похоронили рядом с Вечным огнём у обелиска, на котором высечены имена её сыновей. А потом построили музей семьи Степановых, куда люди приносят цветы и по долгу стоят перед портретами русской материи её героических сыновей.
в) Рассказ о поэте.( портрет И.Ф.Вараввы)
-Хорошо рассказал о матери и гибели её самого младшего сына Саши,
И.Ф.Варавва, в своём стихотворении «Мать», с которым мы сегодня
познакомимся.
И.Ф.Варавва наш земляк, он тоже воевал. 1942г. он закончил школу и пошёл
на войну. Был ранен. Награждён боевыми орденами и медалями.
3. Первичное восприятие стихотворения.
- Я читаю, а вы ответьте на вопросы, записанные на доске.
4. Словарная работа.
Гим-нас-тёр-ка – солдатская рубашка
За- ду- бе- ла – стала твёрдой
Па- хо- та - вспаханная земля
-Как сказать по другому?
Очи- глаза, глазоньки…
5. Повторное чтение стихотворения сильными учащимися.
6. Анализ стихотворения

Почему стихотворение так названо?
-То чьего имени написано оно? ( поэта и со словами матери, обращённых к сыну)
О ком стихотворение? ( о Епистинии Фёдоровне и её самом младшем сыне Саше)
-Найди образное определение предмета в первых четырёх строчках.(Серебристый лён её седин- седые волосы)
Это образное определение называется
А кто знает, что это за художественный приём «…Обступили мать среди полей
девять бед…»
Олицетворение – это перенесение свойств от неживого к живому.
Найди в первых четырёх строчках этот художественный приём.
-Прочитай слова матери.
- Охарактерезуй её сына. (Светлые глаза,
белокурый, сильный.)
- Объясни смысл последних двух строк.
( В селе , на главной площади,
поставили памятник матери)
7. Подготовка к выразительному чтению.
- С каким настроением будем читать слова автора,
матери)
8. Выразительное чтение
( в парах, целиком, по строчкам)
9. Заочное путешествие по музею Степановых г. Тимашевска.
( Показ фотографий из выставочных залов музея. Звучит музыка. Дети рассматривают фотографии)_Почтим память минутой молчания.
9. Итог урока:
-Чему учились на уроке?
- Что можете сказать о поэте, И.Ф.Варавве и его стихотворении «Мать»?
- Как вы бы по другому назвали стихотворение?
Вывод учителем: И хотелось бы закончить урок отрывком из письма, написанным Сашей , последним сыном Епистинии Фёдоровны. Чувствуя состояние матери, он писал ей из этого пекла:
« Мама, почему Вы тоскуете о нас? Наоборот, Вам нужно гордиться тем, что столько сыновей на фронте с оружием в руках защищают страну. Скоро, мама, мы возвратимся с победой!»
10. Домашнее задание. Отработать выразительное чтение стихотворения, подготовиться к конкурсу.
Иван Фёдорович Варавва
Мать
На больших руках усталой матери
Умирал её последний сын.
Полевые ветры тихо гладили
Серебристый лён её седин.
Гимнастёрка с воротом распахнутым
Задубела пятнами на нём.
Из тяжёлых ран
В сырую пахоту
Опадала кровь его огнём.
-Я ль тебя, родной, не берегла?..
Ясны очи,
Кудри эти белые, силу богатырскую дала.
Думала – сойдутся в жизни праздники.
Ты последней радостью мне был!
А теперь твои закрыты глазоньки,
Белый свет в ресницах
Стал не мил.
Увидав её слезинку грустную
Обступили мать среди полей
Девять бед, разбивших сердце русское,
Девять павших в битве сыновей.
Стыли танки, громом раскурочены
Заступали кони повода.
…Встала мать в селе на главной площади
И окаменела навсегда.

1 комментарий:

  1. Хорошо разработанный цикл уроков.
    Лунева Ю.Г., победитель ПНПО 2009, 2010, тьютор города Краснодара по кубановедению.

    ОтветитьУдалить