вторник, 23 февраля 2010 г.

"Особенности труда и быта жителей родного края"

 Цель урока:
познакомить с особенностями труда и быта жителей родного края;
создать целостный образ жителей Кубани, отраженный  в литературе, музыке, изобразительном искусстве;
сформировать эстетическое отношение к действительности и прошлому;
воспитывать чувство гордости за родной край, уважение к традициям своего народа.






Ход урока.
Ученица: 

Родина. Россия. Отчий дом… 
Ясный мир за солнечным окном,
Крутизна тропинки у реки,
Средь хлебов высоких васильки,
Говор серебристых родников,
Трудовые будни земляков,
Тишина у Вечного огня-
Это ты все, Родина моя!
О, моя единственная Русь!
На тебя гляжу – не нагляжусь,
Благодарна я своей судьбе:
Пригожусь я дочерью тебе.
(Т. Голуб)
Учитель: Это стихи нашей современницы, нашей землячки –Т. Голуб.
-О каком уголке России говорит поэтесса? ( О Кубани).
-Докажи словами из текста.
-О каком временном отрезке истории идёт речь? Аргументируй свой ответ.

Беседа:
А какова же была Кубань чуть больше 200 лет назад?
-Что бы нам ответить на этот вопрос нам придется на «машине времени» вернуться в этот период истории.
( Дети проходят через символические «ворота времени»)
Рассказ учителя ( Рассказ сопровождается показом на исторической карте, иллюстрациями ).
Территория бассейна р. Кубани к концу 18 в. была заселена различными горскими племенами адыгов и абазинов, жившими в основном по левому берегу реки. По степным просторам правобережья кочевали ногайцы и другие полукочевые племена, совершавшие набеги на южные границы Российского государства.
8 апреля 1783 г. был опубликован царский манифест о присоединении Крыма, Тамани, и Правобережья Кубани к России. И в июне часть нагайских орд присягла на верность России.
В 1783 г. река Кубань официально была признана границей Российского государства на Западном Кавказе. Кочевавшие по правобережью Кубани ногайцы были переселены в уральские, прикаспийские и крымские степи.
После войны с Турцией мирный договор, изменил положение на Северном Кавказе в пользу России.
Все земли, расположенные по Таманскому полуострову и правобережью Кубани были отведены (дарованы) Екатериной II в 1788 г. Черноморскому войску, переселение которого на Кубань началось осенью 1792 г. Помимо украинцев и русских в Черноморском войске встречались молдаване, болгары, сербы, поляки и др.
Значительная роль в заселении Кубани принадлежала Донскому казачеству. Их селения на Кубани получили такое же самоуправление и устройство, как и на Дону.
Казаки стремились не смешиваться с иногородними переселенцами, в их быту сохранялись отдельные формы традиционной культуры, принесённые на Кубань еще первыми переселенцами. Быт иногородних в первые годы после переселения сохранял определенные особенности, связанные с районами из которых прибывали переселенцы, но в дальнейшем он постепенно сближался с казачьим.
Игра.
Последствия смешения культур, обрядов, обычаев, языков видны и сейчас.
На столе лежат предметы: арбуз, колыбель, лук, яблоко, кукуруза, фасоль.
Дети, одетые в традиционные кубанские костюмы, раздают командам карточки со словами:
1 команде- кавун, люлька
2 команде- цыбуля, хрукта
3 команде- пшынка, квасоля.
Команды разгадывают свои слова и по очереди выбирают предметы, соответствующие данным словам.
Заимствованы слова и у народностей Северного Кавказа. Попробуй узнать некоторые из них:
Чувяки- тапочки
Чабак- подлещик
Шашлык-шашлык
Кишмиш-изюм
Мангалка- коптилка
Чувал- большой мешок
Чубук- виноградная лоза
Саман- кирпич из соломы, глины, навоза
Башлык- капюшон.
Наши дедушки и бабушки и сейчас зачастую используют эти слова.
Учитель: Общение с населением мы уже с вами сможем наладить. Но где же нам жить?
Группа ребят нашего класса занималась исследованием жилья наших предков. Они подготовили сообщение о том какие были на Кубани первые дома, как они строились, как накрывали крыши, из чего их делали .
Дети выступают с подготовленными сообщениями «Поселения и жилища», «Виды заборов».
(Материал для подготовки выступлений прилагается.)
Вводятся термины: землянки, турлучные хаты, терраска, сенцы, обычай помощи при строительстве…
Закрепление материала.
Практическая работа.
Детям раздаются листы:
1) с видами домов Кубани,
2) с различными видами заборов( дощатый, саманный, плетень, из жердей и др.)
задание: 1) выбрать необходимый рисунок и раскрасить его
2) подписать названия.
Хату построили, можно и отдохнуть. Как же отдыхали на Кубани?
( Ответы детей )
Любили кубанцы посмеяться, пошутить над собой, нравятся и веселые прибаутки, их произносят в расчете повеселить компанию.
Дети инсценируют потешки, прибаутки.
Отдохнули, повеселились. Можно и к столу.
Чем же питались наши земляки?
Группа ребят выступает с заранее подготовленными сообщениями
« Пища и утварь».
Вводятся термины: ряженка, узвар, пустой борщ, холодное…
Ученица:

Мама тесто затевает,
Сколько с ним забот, хлопот!
В миске дрожжи растирает,
Молоко тихонько льёт.
Чтоб упругое, как мячик,
Стало тесто под рукой,
Как дитя, опару нянчит
И колдует над мукой.
В жар печной
Пирог посадит.
Полчаса всего пройдёт-
Аромат такой потянет,
Что услышишь от ворот.
Сдобу выложит на блюдо,
Самовар пыхтит в углу.
Коль с добром,
Входите, люди,
Просим милости к столу!
(Т.Голуб)
Детям предлагаются традиционные на Кубани маленькие пирожки с творогом (На Кубани говорили: «с сыром»), выпеченные на противнях.
Угощение разносят дети одетые в традиционные костюмы.
Подведение итогов урока.
Что нового ты узнал?
Какие знания можешь применить в своей жизни?

Комментариев нет:

Отправить комментарий