пятница, 12 февраля 2010 г.

«Хлебные поля - гордость Кубани!»

         Детям необходимо знать о хлебе как о ценном пищевом продукте, без которого люди не могут обходиться.Как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подают к столу.«Кубань - хлебный край».


Ход классного часа.
Учитель:
- Дети, послушайте прекрасное стихотворение:

Путь его довольно долгий, вот он в булочной на полке.
Вот уже к тебе на стол он пожаловал, пришел.
В нем - здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
В нем - Земли родимой соки, солнца свет веселый в нем ...
Уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!
- О чем это стихотворение? 

Дети:
- О хлебе.

Учитель:
- Верно. Хлеб - это богатство нашей родины, Краснодарского края. Скажите,
а как еще называют наш край?
Дети:
- Кубанью.
Учитель:
- Правильно. Я думаю, вы не раз слышали по телевизору, что нашу Кубань
называют хлебосольный. Почему ее так называют?
Дети:
- На полях Кубани выращивают много пшеницы. У нас много хлеба на
Кубани. Мы рады встречать гостей, угощаем их, принимаем с радостью,
поэтому и называют Кубань хлебосольной.
Учитель:
- Верно. Ведь хозяева гостей встречают хлебом с солью, поэтому и звучит
слово «хлебосольная». А у нас в Краснодарском крае действительно
выращивают богатый урожай пшеницы, подсолнечника, ячменя, овса, свеклы, овощей и фруктов. Скажите, а как называют людей, выращивающих хлеб?

Дети:
- Хлеборобами.
Учитель:
- Правильно, всех людей, кто выращивает хлеб, называют хлеборобами.
Сейчас мы с вами поговорим о труде хлеборобов. Скажите, как хлебороб
подготавливает землю под будущий урожай, что он делает в начале?
Дети: - В начале нужно вспахать землю.
Учитель:
- Землю пашут тракторами, гусеничными и колесными, сзади которых
прицеплены плуги. Кто управляет тракторами?
Дети: - Тракторист ведет трактор

. Учитель:
- Молодцы. Давайте подойдем к выставке ваших работ и найдем рисунки
или аппликации, на которых изображена вспашка земли под урожай.
Дети рассказывают о работах. 

Учитель:
- Правильно, если внести удобрения в почву, т.е. подкормить, то урожай
будет богаче. Мы с вами наблюдали во время экскурсии, как тракторист
подвозил компост и разбрасывал его по полю. Но есть еще и жидкие удобрения,
которые разбрызгивают по всходам пшеницы. А чем рыхлят землю?
Дети:
- Землю рыхлят бороной.

Учитель:
- Сейчас мы с вами говорили, как готовят почву к посеву. А когда сеют
пшеницу?
Дети:
- Засевать могут и весной и осенью.
- Учитель:
- Как называют такую пшеницу?
- Дети:
- Пшеницу, которую сеют осенью, называют озимой, а ту, которую сеют
весной - яровой.
Учитель:
- Верно, вспомните, как мы с вами наблюдали за посевом пшеницы?
Расскажите, что вы видели?
Дети:
- К тракторам прикрепляют сеялки, за сеялки - бороны. В сеялки насыпают
зерно вместе с удобрением. В маленькие отверстия зернышки выпадают прямо в
землю. А борона сверху присыпает их землей.
Учитель:
- Раньше, когда не было таких машин, пшеницу сеяли в ручную. Сеятель
надевал большое лукошко с поясом через плечо, чтобы легче было носить,
насыпаю в лукошко зерно, шел по вспаханному полю и вручную разбрасывал
зерна в стороны. Это была трудоемкая, медленная и тяжелая работа. Посмотрите на картину, на которой сеятель рассыпает зерно.
Сеял сеятель старинный из лукошка-решета.
Нынче сеялка-машина этим делом занята.
Роет борозды проворно, в них укладывает зерна.
- Уж ты семечко, зерно, ляжешь в борозду на дно.
Ты не бойся, золотое, ничего, что там темно!
К свету, к солнцу из земли ты, росток, скорей пошли! 

Учитель:
- Подумайте, ребята, и скажите, как хлебороб узнает, что пора убирать
урожай?
Дети:
- Когда поле станет желтым, колосья полны зерен и они тугие и сухие.
Учитель:
- Представьте себе огромное поле спелой пшеницы ... Какими бы словами
вы его описали, с чем бы его сравнили?
Дети:
- Колышется как море. Желтые волны ходят по морю. Поле бескрайнее,
золотое, красивое и т.д.
Учитель:
- Сейчас я вам покажу картины об уборке урожая. Сравните их, расскажите,
как раньше убирали пшеницу и как это делают сейчас?
Показ двух картин. На одной изображен косарь, на другой - комбайн за работой. Дети рассказывают об увиденном.
Учитель:
- Отгадайте загадку:
Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены, ставни заколочены. Ходит он ходуном на столбе золотом. Что это?
Дети:
- Колосок.
- Учитель:
- Рассмотрите колоски.
Дети перебирают колоски, вспоминают, где и как их собирали.
Физминутка «Молотьба»:
Не гром грохочет, не пальба, Перед собой выполнять круговые
Гремит, грохочет молотьба. движения согнутыми руками.
Гора зерна растет до неба. Потянуться вверх, стать на носочки.
Ты видишь, сколько будет хлеба? Плавное опускание рук.
Шумят, гремят грузовики, Руки на поясе, притопывают ногами
Стучат на мельнице валики. с продвижением вперед.
Гора муки растет до неба. Руки вверх, стать на носочки.
Ты видишь, сколько будет хлеба? Плавное опускание рук.
Мне говорят, что спать пора, Присесть, руки под голову.

Но не усну я до утра: Встать.
Мне поглядеть бы хоть немножко, Ходьба на месте.
Как мама будет печь лепешки. Имитация лепки лепешек.
Учитель:
- Дети, а где хранят зерно?
- Дети:
- Зерно хранят на элеваторе.
- Учитель:
- Правильно. Давайте подойдем к нашей выставке и посмотрим. Кто же
нарисовал уборку урожая, а кто нарисовал машины, везущие зерно на элеватор.
Рассматривание рисунков, аппликаций.
Учитель:
- Скажите, какие продукты получают их зерна?
Дети:
- Муку, крупы: пшеничную, манную, перловую, ячневую, спирт, крахмал,
отруби.
Учитель:
- Что можно приготовить из муки? (Дети перечисляют). Видите, сколько
труда нужно затратить, чтобы к нам на стол пожаловал хлеб с хрустящей
корочкой. Как мы должны относиться к хлебу?
Дети:
- Бережно, с уважением.

Учитель:
- Вот вы покушали, и остался кусочек хлеба, что нужно с ним сделать?

Дети:
- Надо брать столько хлеба, сколько сможешь съесть, а если останется
кусочек, его можно отдать кошке, собачке, птицам, а можно посушить в духовке
и получатся вкусные сухарики, которые можно скушать с компотом, молочком
или супом.
Учитель:
- Дети, а как на Кубани отмечают знатных хлеборобов?

Дети:
- Награждают медалями, грамотами, премиями, подарками.

Учитель:
Чаще всего награждение проходит после уборки урожая, в День работников сельского хозяйства, который празднуют в октябре месяце. Поздравляют всех, кто причастен к выращиванию богатого урожая зерна, подсолнечника, свеклы, овощей, фруктов. Поздравляют и тех, кто вырастил поросят, телят и получил много мяса и молока. Труд хлеборобов всегда ценится среди тружеников сельского хозяйства. Какие пословицы и поговорки вы знаете о хлебе и труде хлеборобов? (Дети называют). Кто хочет прочесть стихотворение о хлебе? (Дети читают стихи). В конце урока дети исполняют «Песню о хлебе» музыка Витлина, слова Кагановой.

1 комментарий:

  1. Лариса Евгеньевна! Спасибо за разработку урока! Это то, что я искала!

    ОтветитьУдалить