Цели урока:
познакомить учащихся с понятием «родословная», научить составлению родословной, дать краткую энциклопедическую справку имён учащихся и родных, закрепить и проверить знания учащихся о государственной символике Краснодарского края;
формировать начальные навыки исследовательской работы у младших школьников;
развивать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, семейным традициям;
воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям, гордость и любовь к родному краю.
1. Введение в урок. Орг. момент.
Учитель:
Дети, посмотрите на этот чудо – колокольчик. Давайте закроем глаза и послушаем его хрустальный звон. Этот звон входит в наши души, дотрагивается до каждой её струнки, до каждой клеточки тела и будит нас, зовёт в новый день. Пусть этот звон звучит в наших сердцах и будит в нас нежность и любовь друг к другу, к родному краю.
(Дети открывают глаза и смотрят на картины, изображающие контрастную природу родного края)
Учитель:
Люблю тебя,
Мой солнечный простор,
Моё неповторимое сказанье:
Размашистые станы
Синих гор,
Степная даль желтеющей Кубани!
И. Варрава.
Отчий край!
Вишнёвые рассветы,
Двух морей и неба синева…
Разве можно быть здесь
Не поэтом,
Если сами просятся слова.
К. Обойщиков.
Начинаем урок Кубановедения.
Это будет необычный урок, потому что у нас в гостях « Независимое телевидение Кубани». И мы с вами побываем на различных передачах этого телевидения.
За правильный ответ на уроке я буду давать «медаль - подсолнух». В конце урока мы увидим, сколько знаний мы получили на уроках Кубановедения.
Учитель:
Начинает нашу программу передача «Серьёзный разговор». В этой передаче речь пойдёт о символике Краснодарского края. А заодно мы проверим, как вы выполнили домашнее задание.
У: - Как называется Гимн Краснодарского края?
Д: - «Ты, Кубань, ты наша Родина!»
У: - Когда и кем он был написан?
Д: - Он был написан в годы первой мировой войны, около ста лет тому назад, на русско-турецком фронте полковым священником Константином Образцовым.
У: - Когда вернули статус Гимна нашего края?
Д: - 24 марта 1995 года вернули статус Гимна Кубани.
У: - Кто автор музыки Гимна?
Д: - Музыка народная.
У: - А кто обработал нотный текст Гимна?
Д: - Нотный текст Гимна обработал художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора народный артист России Виктор Захарченко.
У: - Когда исполняется Гимн?
Д: - Гимн Краснодарского края исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых органами государственной власти: при поднятии флага Кубани, при открытии и закрытии торжественных собраний, при открытии памятников и памятных знаков, при вручении наград.
У: - Как должны вести себя присутствующие при публичном исполнении Гимна?
Д: - При публичном исполнении Гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.
У: - Когда был утверждён Герб Кубани?
Д: - Герб Кубанской области был утверждён 31 января 1874 года.
У: - Когда был принят флаг Краснодарского края?
Д: - Флаг Краснодарского края был принят законодательной радой Кубанского Краевого правительства 10 февраля 1919 года.
2) Индивидуальный опрос.
Ø Опишите герб Краснодарского края.
Д: -В зелёном щите золотая зубчатая стена с двумя таковыми же круглыми башнями с открытыми воротами и чёрными швами; над башней пернач между двух серебряных бунчуков с золотыми остриями на золотых же древах. В золотой главе щита чёрный возникающий орёл, имеющий на груди Кавказский крест. Щит увенчан древнею царскою короною и украшен золотыми дубовыми листьями, соединёнными александровской лентой. За щитом накрест положены 4 лазоревых знамени, украшенных золотою бахромой и с таковыми же окружёнными дубовыми и лавровыми ветвями короновальными вензельными изображениями Имён Их Величеств: императрицы Екатерины 2, императоров: Павла 1, Александра 1, Николая 1 и в середине штандарт с вензелевым изображением Имени Его Императора Александра
Ø Опишите флаг Кубанского края.
Д:- Флаг Краснодарского края представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос: верхней – синего, средней – малинового и нижней – зеленого цвета. Ширина двух крайних полос равна ширине малиновой полосы. Малиновый цвет – в честь запорожцев, основателей Кубанского войска; синий – донцов, часть которых переселилась на Кубань; зелёный цвет – цвет горцев. Малиновый цвет шире, потому что запорожцев было больше. В центре флага расположен герб Краснодарского края, выполненный в одноцветном варианте – золотым цветом. Отношение ширины флага и его длины – 2:3.
3.Сообщение темы и цели урока.
(Звучит песня «Где мой дом родной»)
Учитель:
На нашем экране следующая передача. Она называется «Семейный очаг». Эпиграфом к этой передаче послужат эти строки…
«Никто из нас не свалился с луны.
Все мы – ветви и листья
Огромного и переплетённого
Общечеловеческого древа».
Сегодня я вам предлагаю окунуться в атмосферу семейной жизни с её укладом, традициями, праздниками. Тема этой передачи совпадает с темой урока: «Моя родословная. Моё имя». Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать в этой передаче – это слово «семья». Слово это понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, это дедушка и бабушка. На этом уроке мы познакомимся с понятием «родословная», научимся составлению родословной.
4. Работа над новым материалом.
1) Рассказ учителя.
Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок – это древний предшественник по роду.
В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево. А рисовалось оно так. (Показ плаката на доске).
Внизу ствола – герб рыцаря, далее ствол делился на две условные ветви: справа рисовался герб отца, а слева – герб матери. Каждая из этих ветвей в свою очередь так же делилась на две меньшие ветви, на которых размещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской стороны. И для того, чтобы составить такое родословное дерево, нужно было хорошо знать своих предков.
Славная вещь – родословное дерево. Но если присмотреться к нему, то можно заметить одну несообразность. Выходит из ребёнка вырастает мама с папой, а из них дедушки и бабушки. Странная получается картина. Как же исправить эту странность?… Очень просто. Перевернём рисунок « вверх ногами». Тогда дерево превратится в корень, в большой разветвлённый корень, из которого и вырос этот человек.
И не даром, когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в дружной хорошей семье, и семья его воспитала.
Так что правильнее говорить о родословном корне, когда речь идёт о предках, а если мы говорим о потомках, какого – нибудь человека, тогда это действительно родословное дерево. Тут уж мы рисуем столько ветвей, сколько у этого человека детей, а каждая ветвь разветвляется на меньшие ветви: это будут внуки, а дальше – правнуки.
- Для любого человека можно нарисовать родословное дерево? (Нет). А родословный корень? (Да).
Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – 4, прабабушек и прадедушек ещё вдвое больше – 8. И так далее. Вот сколько у человека предков. И это мы сейчас увидим на примере двух семей, которым задавалось дополнительное домашнее задание: «Составить родословный корень».
2) Выступление двух учеников: рассказ о генеалогическом корне, о своих предках.
(ученики рассказывают о своей семье, показывая на генеалогическом корне тех членов семьи, о которых они говорят)
Учитель:
Дети, а, можете ли вы назвать имя своей прабабушки? Знаете ли, откуда она родом?
5. Домашнее задание.
- Расспросите своих родителей, бабушек и дедушек и постарайтесь составить свой родословный корень. Это и будет домашним заданием. Вы узнаете, откуда родом ваша семья, как давно ваши предки живут на Кубани, услышите много задушевных и взволнованных рассказов из истории вашей семьи. Ведь история семьи – это часть истории Кубани и всей страны. Учащимся 1 группы, дополнительное задание: попробуйте нарисовать герб своей семьи.
6.Физминутка.
У:-Дети, кто из вас мечтает сняться в кино? Немного отдохнём и проведём игру «Киносъёмка».
Учитель:
В понедельник, ровно в пять
Мы Кубань будем снимать,
Очень нам желанны
Кубанские таланты!
Дети:
Посмотрите на меня, ведь талантлив это я! (хором).
(Дети исполняют фрагмент кубанского танца).
Учитель: Здесь актёров много,
Но сказал нам строго
Режиссёр заказчик
Для программы «Сельский час»
Снимем ферму мы сейчас.
А для киносъёмок нам нужен поросёнок!
Дети:
Посмотрите на меня, поросёнок – это я! (хором хрюкают, как поросята).
Учитель:
А сейчас сюрприз для вас!
Посмотрю направо, посмотрю налево.
Кто мне скажет просто так:
Кто из вас лихой казак?
(Сюрприз спрятан у кого – то в парте. Это казачья шапка).
Дети:
Посмотрите на меня! Ведь казак здесь ….
(Тот, у кого шапка): Это я!
6. Закрепление изученного материала.
Учитель: Среди океана пшеницы,
В густых утопая садах,
Лежат хутора и станицы –
Кубанский архипелаг.
К. Обойщиков.
1) Рассказ учителя.
Много интересного можно узнать о своих дальних предках. На Кубани нашими предками были казаки. Как вы уже знаете, казаки – переселенцы в 18 веке стали строить на Кубани первые станицы. Обычно строительство велось по плану. В центре станицы – площадь с церковью, школой, станичным правлением. Жилища – хаты казаки строили их местного природного материала: соломы, камыша, хвороста, глины. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, сарай для скота, колодец, летняя печь, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста и камыша. Так жили наши предки. Но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы зовёте своей семьёй. Ведь семья, по определению, данному в словаре Ожегова – это группа живущих вместе родственников.
Сколько же их, этих родственников. Давайте считать.
( учащиеся называют ближайших родственников: свекровь, свекр, невестка, зять, шурин, тесть, теща и т.д)
2) Чтение и анализ стихотворения.
Итак, на нашем экране передача «Час поэзии». Сейчас прозвучит стихотворение А. Кардашова «Раз, два, три, четыре».
Вы должны ответить на вопрос, который прозвучит в начале стихотворения.
Кто живёт в большой квартире?
Четверо мужчин.
Живёт в квартире дедушка,
И папа, и прадедушка,
И Миха, папин сын,
Ещё живёт красавица
С родными неразлучно.
Один из них её зовёт
Своей любимой внучкой,
Дочкой дорогой
Зовёт её другой,
А третий – милой Машей
И хозяйкой нашей,
И называет мамой
Мужчина младший самый.
- Сколько человек живёт в этой квартире? (5). Назовите их.
(учащиеся называют: отец мужа, дедушка жены, Миша- сын мужа, муж и жена)
3) Мини – рассказы о семейных традициях.
Учитель:
В наш быт давно и прочно вошли сериалы, но повседневная жизнь зачастую преподносит столько сюрпризов и неожиданностей, сколько не придумает ни один режиссёр.
На нашем экране сериал «Из жизни кубанской семьи».
На Кубани, мы живём,
На родной Кубани.
Песни звонкие поём,
Славимся делами.
К этому сериалу вы готовились дома, рисовали рисунки и составляли небольшие рассказы о семейных традициях. Посмотрим, что из этого получилось.
Рассказ Кныш Леры:
В нашей семье есть несколько традиций. Первая их них – это всегда завтракать вместе. За утренним чаепитием мы обсуждаем планы на предстоящий день. Каждый год мы выезжаем на море и в горы. Мои родители считают, что для меня полезно в живую видеть природу, что это полезно не только для здоровья, но и для души. Ведь наша земля очень разнообразна и красива.
Рассказ Сауляк Инги:
В нашей семье есть традиция – отмечать Новый год. Я думаю, что это семейный праздник. Все вместе готовимся к этому празднику. Потом собираемся за праздничным столом встречать Новый год. Зажигаем бенгальские огни. Дарим, друг другу подарки, поздравляем с праздником. Ночью выходим на улицу и пускаем ракеты. Этот праздник очень весёлый.
Рассказ Басиной Кати:
Наша семейная традиция всегда всё делать вместе. А именно: отдыхать всей семьёй. Дома мы собираемся и едем на рыбалку. Когда приезжаем на речку, начинаем ловить рыбу. Я и папа разжигаем костёр, мама собирает хворост. А Аня играет. Потом мы варим уху. После еды просто играем. Вот такая у нас традиция.
Рассказ Смышляевой Саши:
Наша семья образовалась 11 лет назад. А сейчас в нашей семье четыре человека. Основные традиции передались от бабушек и дедушек к родителям. Это празднование семейных дней рождений, встреча Нового года в кругу друзей и знакомых. А в будние дни мы вместе работаем и отдыхаем.
4) Инсценировка стихотворения В. Подкопаева.
Учитель: А сейчас реклама на канале Независимого телевидения Кубани.
(Выходят дети с картинами кубанской земли, читают стихи и по ходу чтения показывают фото – фрагменты, отображающие материал стихотворения).
1. Могучие горы,
Степные просторы,
Приморского берега грань…
Леса и поляны,
Сады и лиманы –
Всё это родная Кубань!
2. Родные станицы,
Разливы пшеницы,
Плывёт за комбайном комбайн
Огни городские,
Гудки заводские –
Всё это родная Кубань!
3. Дары свои щедро,
Открыли нам недра,
Морями разлились, хлеба
Здесь труд величавый
Сроднился со славой –
Всё это родная Кубань!
4. Весёлые песни
Летят в поднебесье,
Открытая высь голубая…
И нету красивее
Края России
Чем наша
Родная Кубань!
Учитель: Итак, реклама какого края прозвучала?
Дети: Краснодарского!
Учитель: Так какой край самый лучший?
Дети: Краснодарский!
Учитель: Правильно, ведь наша земля прекрасна, щедра и добра ко всем живущим на ней.
Не найти в России милой
Благодатней края.
Ой, Кубань – кормилица
Сердцу дорогая.
Урок окончен.
Урок окончен.
Семья, предки, традиции, воспитание - это и есть основа жизни. Через весь урок прослеживается любовь и патриотизм.
ОтветитьУдалить