Воспитательная программа
«Цветик – семицветик»
«Цветик – семицветик»
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования, как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств.
Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенные учебные программы, участие детей в олимпиадах, – все это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности.
Данная программа имеет несколько составляющих. Они выходят
на развитие личности, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Цель:
1. Создание условий для развития личности каждого ученика, его индивидуальности, культуры, творческих способностей.2. Обеспечение личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.
Задачи:
· Развитие коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов.
· Создание условий для интеллектуального и эмоционального самовыражения личности младших школьников.
· Развитие любознательности и познавательного интереса учащихся.
· Создание условий для формирования классного коллектива и развития личности в нем.
Прогнозируемый результат:
- расширение кругозора;- реализация школьником своих интересов, потребностей, способностей, инициативы, обогащение опыта и накопление знаний, умения и навыков;-умение применить полученный опыт в дальнейшей жизни;- приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;- активное участие родителей в жизни класса и школы;- Обогащение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, переосмысление отношения к себе, к Родине,к окружающему миру на основе доверия, принятия, заботы и сотрудничества;- укрепление чувства гражданственности, гражданской ответственности, патриотизма;
Принципы построения воспитательной работы.
1.Принцип открытости.
2. Принцип привлекательности будущего дела.
3. Принцип деятельности.
4. Принцип свободы участия.
5. Принцип обратной связи.
6. Принцип сотворчества.
7. Принцип успешности.
Приоритетные направления воспитательной работы.
Направление I. «Здоровье».
Пояснительная записка.
Воспитание у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни невозможно без профилактической работы, в процессе которой решается важнейшая задача по сохранению здоровья детей. В связи с этим конечная цель данной работы-воспитание у учащихся культуры здорового образа жизни, а именно: сохранение и укрепление здоровья детей, повышение качества их жизни; формирование потребности вести здоровый образ жизни.
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Здоровье»:
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья;
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, курсантами военных учебных заведений, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;
- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
- беседы и дискуссии на различные темы;
- тематические консультации для родителей;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
№ п/п | Название мероприятия | Месяц |
2-й класс. | ||
1. | Беседа «Закаляй свой организм» | сентябрь |
2. | Спортивный праздник «День здоровья» | октябрь |
3. | Спортивный конкурс «Делай как я» | ноябрь |
4. | Кл. час «Я и мой организм» | декабрь |
5. | Спортивные соревнования «Веселые старты» | февраль |
6. | Родительское собрание на тему: «Причины быстрой утомляемости и частых заболеваний» | март |
7. | Туристический поход на природу | май |
3-й класс. | ||
1. | Кл. час «Каков он, русский богатырь» | сентябрь |
2. | Встреча со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований | ноябрь |
3. | Спортивные соревнования «Веселые старты» | декабрь |
4. | Родительское собрание на тему: «Влияние выдающихся личностей на развитие ребенка» (слепое подражание кумирам). | декабрь |
5. | Спортивный праздник «День здоровья» | январь |
6. | Спортивные соревнования «Мама папа я – спортивная семья» | февраль |
7. | Просмотр фильма «Осторожно, еда!» | март |
8. | Конкурс «Здоровичок» | апрель |
9. | Туристический поход на природу | май |
4-й класс. | ||
1. | Кл. час «Чистота – залог здоровья» | октябрь |
2. | Спортивные соревнования «Богатырские потешки» | ноябрь |
3. | Спортивная викторина «Час спорта» | декабрь |
4. | Спортивные соревнования «Мама папа я – спортивная семья» между классами | январь |
5. | Встреча с курсантами-спортсменами военно-учебных заведений | февраль |
6. | Родительское собрание на тему: «Научите ребенка отдыхать». | март |
7. | Туристический поход в «Абинскую Швейцарию» | май |
Направление II. «Интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
· определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
· создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
· формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Интеллект»:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры внутри класса, параллели, среди школ города;
- интеллектуальные бои.
№ п/п | Название мероприятия | Месяц |
2-й класс | ||
1. | Конкурс по развитию внимания и памяти «Смотри и запоминай» | сентябрь |
2. | Игра-путешествие «Мир чисел» | декабрь |
3. | Викторина «Всезнайка» | февраль |
4. | Выпуск стенгазеты «Интересное рядом» | апрель |
3-й класс | ||
1. | Интеллектуальная игра «Самый умный» | сентябрь |
2. | Математический КВН «Математика вокруг нас» | январь |
3. | Час загадок, скороговорок, ребусов. | январь |
4. | Участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру». | апрель |
5. | Знакомство с книгой рекордов Гиннеса | апрель |
6. | Викторина «Что такое космос?» | март |
4-й класс | ||
1. | Интеллектуальная игра «Хочу все знать» | декабрь |
2. | Интеллектуальные бои между классами «Ну, где же вы , Энштейны?» | февраль |
3. | Участие в олимпиадах, в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру». | март |
4. | Кл. час «Путешествие в страну неразгаданных тайн» | март |
5. | Викторина «А знаешь ли ты?» | апрель |
Направление III. «Общение»
Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи деятельности в направлении «Общение»:
· Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
· Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
· Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
· Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Форма работы классного руководителя в направлении «Общение»:
- интерактивные игры;
- тематические классные часы;
- тренинг общения детей и родителей;
- самопрезентации и самопредставление;
-праздники, конкурсы, ролевые игры.
№ п/п | Название мероприятия | Месяц | |
2-й класс | |||
1. | Самопрезентация | сентябрь | |
2. | Тренинг общения детей и родителей | ноябрь | |
3. | Конкурс «Лучший одноклассник» | весь год | |
4. | Кл. час «Законы дружбы». | декабрь | |
5. | Беседа «Как преодолеть проблемы в общении» | апрель | |
3-й класс | |||
1. | Интерактивная игра «Конфликты и их разрешения». | октябрь | |
2. | Ролевая игра «Я в гостях» | ноябрь | |
3. | Ролевая игра «У меня день рождения» | декабрь | |
4. | Самопредставление «Таким я себя вижу» | январь | |
5. | Кл. час «Традиции и обычаи общения в семье». | Март | |
6. | Праздник «Радость общения» | апрель | |
4-й класс | |||
1. | Беседа «Мир моих интересов», | сентябрь | |
2. | Творческая мастерская (изготовление перекидного календаря на тему: «Все работы хороши выбирай на вкус»). | декабрь | |
3. | Ролевая игра «Я на уроке». | февраль | |
4. | Конкурс «Ты и я – мы очень разные» | апрель | |
5. | Выпускной вечер «Прощание с начальной школой» | май | |
Направление IV. «Нравственность»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
· Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
· Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные понятии направления «Нравственность»:
- нравственный выбор,
- нравственная позиция,
- нравственное поведение,
- нравственные ценности,
- жизненные ценности.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:
- тематические классные часы по нравственной тематике;
- дискуссии по нравственной тематике;
- шефская работа учащихся в детских домах;
- изучение нравственного наследия мира;
- организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
- праздники, сюрпризы, конкурсы;
- экскурсии, поездки, походы по боевым местам;
- изучение нравственного наследия своей страны;
- знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
№ п/п | Название мероприятия | Месяц |
2-й класс | ||
1. | Кл. час «Как надо вести себя …..» | сентябрь |
2. | Конкурс плакатов ко «Дню учителя». | октябрь |
3. | Конкурс рисунков «Молодежь против наркотиков» | октябрь |
4. | Акция милосердия «Дети детям» | октябрь |
5. | Кл. час «Дети против наркотиков» | ноябрь |
6. | Конкурс рисунков ко Дню Матери «Самый родной человек» | октябрь |
7. | Родительское собрание на тему: «Как воспитать ребенка нравственным». | декабрь |
8. | Экскурсия по городу (памятники выдающимся людям) | март |
3-й класс | ||
1. | Конкурс плакатов и рисунков «Учитель глазами детей» | октябрь |
2. | Кл. час «Правда и ложь» | октябрь |
3. | Акция «Милосердие» | декабрь |
4. | Экологическая беседа «В помощь пернатым друзьям» | январь |
5. | Праздник Вежливости | апрель |
6. | Кл. час «Правила этикета» | май |
7. | Викторина «Знаменитые люди Кубани» (композиторы, поэты, художники) | апрель |
4-й класс | ||
1. | Акция «Спешите делать добро!» (ко Дню пожилого человека) | сентябрь |
2. | Конкурс рисунков «Нет вредным привычкам» | октябрь |
3. | Выпуск календаря ко Дню Матери | ноябрь |
4. | Марафон добра: акция «Доброе дело» | декабрь |
5. | Посещение театра | декабрь |
6. | Беседа «Дети на Кубани против наркотиков» | январь |
7. | Кл. час «Я чувствую себя счастливым человеком когда…» | январь |
8. | Праздник «Масленица» | февраль |
9. | «На завалинке» (праздник для девочек, мам, бабушек) | март |
10. | КВН «Первоапрельская юморина» | апрель |
11. | Кл. час «Считаете ли вы себя культурным человеком» | апрель |
12. | Беседа «Мировые знаменитости» | май |
13. | Кл. час «Мир дому твоему» ( ко Дню Семьи) | май |
Направление V. «Досуг»
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
· Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
· Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
· Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
· Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.
Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Досуг»:
- празднование памятных дат в жизни учащихся;
- празднование памятных дат календаря;
- посещение театров, музеев, выставок,
- театрализованные представления;
- фестивали, презентации;
- литературные балы, конкурсы талантов;
- дискотеки, танцевальные вечера.
№ п/п | Название мероприятия | Месяц |
2-й класс | ||
1. | Посещение зоопарка | ноябрь |
2. | Праздник «День именинника» | ноябрь, февраль, май |
3. | Утренник « А ну-ка девочки» | март |
4. | Конкурс «Минута славы» | январь |
5. | Посещение Драматического театра | декабрь |
6. | Посещение музея противопожарной безопасности | ноябрь |
7. | Утренник «Из чего же сделаны наши мальчишки» | февраль |
8. | Новогодний утренник | декабрь |
9. | Посещение театра кукол | март |
10. | Праздник «Прощание со 2-ым классом» | май |
11. | Туристический поход | май |
3-й класс | ||
1. | Праздник «День именинника» | ноябрь, февраль, май |
2. | Конкурс «Как стать звездой?» | октябрь, |
3. | Утренник «Новогодняя фантазия» | декабрь |
4. | Посещение Драматического театра | декабрь |
5. | Утренник «Рыцарский турнир» | февраль |
6. | Праздник «Самые, самые, самые» (ко Дню 8 марта) | март |
7. | Конкурс стихов о маме, бабушке, женщине | март |
8. | Юмористическая викторина | апрель |
9. | Праздник «Последний звонок» | май |
10. | Дискотека | май |
4-й класс | ||
1. | Литературный бал «Пушкинские вечера». | сентябрь |
2. | Конкурс «Ищем таланты» | ноябрь |
3. | Театрализованное представление любимой сказки | декабрь |
4. | Осенний бал | октябрь |
5. | Новогодний бал-маскарад | декабрь |
6. | Концерт для девочек ко Дню 8 марта | март |
7. | КВН «Защитники Отечества», | февраль |
8. | Кл. час «Школа вежливых наук» | апрель |
9. | Экскурсия в весенний лес | май |
10. | Дискотека | май |
Направление VI. «Гражданин»
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
· Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
· Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
· Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные понятия направления «Гражданин»:
- право,
- закон,
- права и обязанности,
- правонарушения,
- ответственность,
- долг,
- честь,
- достоинство,
- личность,
- совесть,
- справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении «Гражданин»:
- тематические классные часы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- конкурсы, викторины по правовой тематике;
- праздники, читательские конференции по праву.
№ п/п | Название мероприятия | Месяц |
2-й класс | ||
1. | Кл. час «Культура и быт русского народа» | сентябрь |
2. | Игра «Народные потешки» (Разучивание народных игр) | октябрь |
3. | Виртуальная экскурсия «Путешествие по родному краю» | ноябрь |
4. | Конкурс рисунков на тему: «Моя Родина» | январь |
5. | Урок мужества | февраль |
6. | Кл. час к 65-летию освобождения от фашистов | февраль |
7. | Конкурс рисунков ко Дню Победы | май |
8. | Конкурс стихов о ВОВ. | май |
9. | Встреча с ветераном ВОВ | май |
3-й класс | ||
1. | Кл. час «Современная геральдика страны» | ноябрь |
2. | Викторина «А знаешь ли ты?» | январь |
3. | Беседа «День примирения и согласия» | февраль |
4. | Кл. час, посвященный снятию блокады города Ленинграда | февраль |
5. | Конкурс стенгазет и боевых листовок | февраль |
6. | Акция «Солдат России» | февраль |
7. | Встреча с ветеранами ВОВ | февраль |
8. | Кл. час «Герой Советского Союза наш земляк». | май |
4-й класс | ||
1. | Встреча с представителями правовых структур | сентябрь |
2. | Мультимедийная презентация «История отечественной геральдики» (рассказывается о том, что означает геральдика прошлого и сегодняшнего времени) | октябрь |
3. | Кл. час «Что такое закон» | ноябрь |
4. | Кл. час «Твои права и обязанности» | декабрь |
5. | Беседа «Защитники Родины» | февраль |
6. | Состязание мальчиков «Солдатушки, браво ребятушки!» (С участием учеников 11 «Б» класса) | февраль |
7. | Утренник «Салют, Победа!» | май |
Направление VII. «Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
· Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
· Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
· Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
· Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные понятия направления «Семья»:
- семья,
- уклад жизни и традиции семей,